В Одессе почтили память жертв Холокоста
Сегодня, в Одессе, у мемориального комплекса в Прохоровском сквере, состоялся общегородской митинг памяти жертв Холокоста. Именно с этого места в октябре 1941 года началась Дорога смерти для тысяч мирных граждан Одессы. Большинство из них были евреями. Детей, стариков и женщин нацисты отправляли в лагеря смерти, уничтожали только за то, что они были евреями.
О масштабе трагедии, постигшей одесских евреев, красноречиво говорят данные о численности евреев на момент освобождения города – 600 человек. До войны же в Одессе проживало 180 тысяч евреев.
Одним из инициаторов митинга стал народный депутат Украины Сергей Фаермарк.
— Здесь тысячи мужчин, женщин, которые могли жить, любить, и у них могли бы быть дети, посмотрели в глаза смерти, — сказал в своем выступлении народный депутат. — Их просто сожгли, расстреляли по одной простой причине – они были евреями. Я никогда не понимал, почему и за что людей – честных, преданных, умных, талантливых можно просто так вот брать и уничтожать. На этом месте фашизм взял и растоптал будущее очень многих детей, которые даже не родились.
Я как депутат Верховной Рады Украины подал проект закона об уголовной ответственности за отрицание Холокоста на территории нашей страны. Я говорю об этом с трибуны Верховной Рады, потому, что пока мы говорим об этом, пока мы помним, мы не допустим, чтобы подобная трагедия повторилась. И я сделаю для этого все, что от меня зависит.
Об изощренных способах, к которым прибегали нацисты для уничтожения одесских евреев, говорил на митинге руководитель региональной ассоциации евреев-бывших узников гетто и нацистских лагерей Роман Шварцман.
— С этого места в декабре 1941 –январе 1942 годов евреев из Одессы и Бесарабии гнали на станцию Одесса — Сортировочная, где их ждали товарные вагоны с отрытыми зарешеченными окнами – начал свое выступление Роман Шварцман. – В этих вагонах их везли в Березовку, до которой от Одессы 80 километров. Это расстояние поезда проходили в течение нескольких суток и когда на станции Березовка открывались двери вагонов, из них вываливались окоченевшие трупы. Тех, кто выжил, ждали лагеря смерти.
По словам Романа Шварцмана, Холокост – это общая трагедия, не только еврейского народа. Ведь, те, кто организовывал массовое истребление евреев, в конечном итоге принесли горе и в свой дом, своим близким.
Задолго до начал митинга из динамиков, доносился скорбный голос одесского певца участника благотворительной фундации «Хесед Шаарей Цион» Иосифа Жеребкера, зачитывавшего скорбный список имен погибших одесских евреев, которые ушли с этого места Дорогой смерти.
- Мне было очень тяжело зачитывать имена погибших, — сказал обращаясь к собравшимся Иосиф Жкеребкер. - Пока что в списке лишь 1700 имен, а мы знаем, что только в одесском гетто погибло более 30 тысяч евреев. За что уничтожили этих людей? Это наша боль на всю жизнь и пока мы живем мы, должны их помнить и не допускать фашизма, не допускать проявлений антисемитизма.
Отвечая на вопросы журналистов по завершению митинга, народный депутат Сергей Фаермарк подчеркнул, что законопроект об уголовной ответственности за отрицание Холокоста не направлен на то, чтобы кого-то просто посадить.
— Этот закон должен служить напоминаем, что за попытки проявления антисемитизма, осквернения памяти погибших нужно будет держать ответ, – сказал политик.