Иосиф Гельстон
24.01.2002 года в Иерусалиме, состоялось собрание представителей русскоязычной общественности, на котором был поднят вопрос о необходимости пересмотра комиссией Яд Вашем дела №421 — о присвоении звания «Праведник мира» главе украинской греко-католической церкви митрополиту Андрею Шептицкому (умер в 1945 г.).
С сообщением о благородной миссии митрополита Андрея Шептицкого по спасению евреев Львова и Западной Украины в период Катастрофы и об истории длительного рассмотрения в комиссии мемориального института «Яд Вашем» данного вопроса выступил инициатор собрания, председатель Общества дружественных связей между Украиной и Израилем, известный диссидент и узник Сиона Яков Сусленский.[cut] Оппонент г-на Сусленского, сотрудник института «Яд Вашем» Шимон Швейбиш обратил внимание собравшихся на религиозную и общественную деятельность митрополита А. Шептицкого, бывшего также одним из лидеров украинского национального движения, которое на определённом этапе сотрудничало с немецкими оккупационными властями. Через месяц после вышеупомянутых событий мне позвонил автор нескольких книг о Катастрофе Анатолий Кардаш, сказавший о том, что его очень заинтересовала тема и он обнаружил много новых данных, которыми хотел бы поделиться. Лекция Анатолия Кардаша состоялась 25.03.2002 года в Иерусалиме, в помещении общества «Теэна» и всецело была посвящена отстаиванию известной позиции «Яд Вашем»: «Звания Праведник мира митрополит А. Шептицкий не достоин». С содержанием лекции можно ознакомиться на страницах приложения к газете «Вести» «Окна» от 18-25.07.2002 в большом материале под названием «Дело № 421». Если на первом собрании были подробно выслушаны доводы «за» и «против», причём, оппоненту отвели такое же количество времени что и докладчику, то после двухчасового выступления Анатолия Кардаша г-ну Якову Сусленскому, под предлогом нехватки времени, предоставили не более пятнадцати минут. Данное мероприятие, напоминавшее проведённый не по правилам матч-реванш, оставило неприятный осадок. Учитывая деликатность темы, мне менее всего хотелось бы вступать в полемику с автором «Дела № 421", однако не прокомментировать их просто невозможно.
История о спасении евреев руководством украинской греко-католической церкви в годы Второй мировой войны стала широко известной благодаря книгам, написанным по воспоминаниям Курта Левина, сына главного раввина города Львова Иехезкеля Левина, и раввина Давида Кахана. Книга Д. Кахана «Дневник гетто Львова» (Иерусалим, 1978, на иврите) имела больший резонанс благодаря переводу на английский язык и известности самого автора. После окончания Венского университета и раввинской академии доктор философии Давид Кахана в 1929 году приехал во Львов. Он начал свою педагогическую деятельность с должности учителя теологии в различных учебных заведениях. В 1930 году Давид Кахана был избран раввином так называемой «Сикстуской» синагоги, которую посещали наиболее богатые и образованные львовские евреи. В этом же году он стал ректором института по изучению Библии. Во Львовском историческом архиве в фонде городской еврейской общины (ф.701, оп.3, д.3002) хранится рекомендация правления, выданная в средине тридцатых годов Давиду Кахана, на занятие им должности военного раввина Львовского округа. По утверждению историка Павла Лисевича («Жизнь, борьба и смерть евреев Львова 1941-1944», Катовице, 1986, стр. 31, на польском языке) в период пребывания во львовском гетто Давид Кахана использовал довоенные связи для создания подпольной группы из евреев-военнослужащих Польской армии. Неожиданный арест и отправка в Яновский лагерь принудительного труда прервали его деятельность в еврейском подполье. Интересно, что Давид Кахана никогда об этих фактах своей биографии не вспоминал. О заслугах раввина помнили его сослуживцы. В 1945 году после переезда из Львова в Варшаву Давиду Кахана предложили занять пост главного раввина Войска Польского сначала в чине майора, а потом полковника. Кроме этого, Давида Кахана избрали председателем Совета раввинов и руководителем еврейской общины Польши. В 1950 году, когда в коммунистической Польше отменили институт военных священников, Давид Кахана с семьёй репатриировался в Израиль. На исторической родине он вновь служил военным раввином, а в 1967 году стал раввином ВВС Израиля. После окончания воинской службы, Давида Кахана пригласили занять пост главного раввина Буэнос-Айреса. В период работы над книгой воспоминаний раввин Кахана рассказывал о том, что среди израильских лётчиков, отличившихся в Шестидневной войне, были и львовские дети, спасённые митрополитом Андреем Шептицким.
Казалось бы, сохранения жизней выдающегося религиозного и общественного деятеля Давида Кахана и будущих пилотов Армии обороны Израиля вполне достаточно для присвоения спасителю звания «Праведник народов мира». Участие главы украинской греко-католической церкви в организации спасения десятков евреев было настолько необычным, что не вписывалось в существующие представления о украинцах-националистах, как о вечных гонителях евреев. Члены комиссии «Яд Вашем» по рассмотрению дел кандидатов на звание «Праведник народов мира», не сумевшие преодолеть старые, сложившиеся веками стереотипы, начали искать в действиях украинского клира негативный политический подтекст. И он был без труда найден. Для этого достаточно из многовекового периода совместного проживания евреев и украинцев выделить годы вооружённой борьбы за независимость, которые, как правило, сопровождались большим пролитием еврейской крови. Желая усилить негативное восприятие образа митрополита Шептицкого, автор статьи «Дело № 421» представляет действия канцелярии руководителя украинской греко-католической церкви таким образом, будто они непосредственно связаны с хронологией массовых убийств евреев во Львовском гетто. Основные обвинения в материале А. Кардаша сводятся к следующему:
— Приветственное письмо митрополита Адольфу Гитлеру от 23.09.1941 г.;
— Поддержка А. Шептицким создания дивизии СС «Галичина» (апрель 1943 г.).
Сначала обратимся к приводимой в статье А. Кардаша хронологии и остановим наше внимание на датах 30 июня – 3 июля 1941 года: «Начало уничтожения евреев украинцами – «тюремная акция». Чтобы подкрепить свои обвинения, автор «Дела № 421» утверждает, что численность украинской вспомогательной полиции в 1942 году во всей Украине достигала одного процента от общей численности населения и составила 150 тысяч человек. Осенью 1991 года руководитель института Яд Вашем Ицхак Арад в своём докладе на международной научной конференции в Киеве, посвящённой 50-тилетию трагедии Бабьего Яра, приводил другие данные: 170 батальонов местной полиции, в которых служило 10194 немца и 60750 украинцев. Объективности ради, следовало бы также указать количество украинцев, воевавших в армиях стран антигитлеровской коалиции, но автор материала этот факт опускает. Первые еврейские погромы в оккупированном немцами Львове, символом которых является «тюремная акция», как правило связывают с украинской вспомогательной полицией и батальонами «абвера» (германская служба разведки) «Роланд» и «Нахтигаль», сформированных из представителей украинских националистических партий. Присутствие украинских батальонов во Львове было использовано Организацией украинских националистов (ОУН) для поддержки провозглашения 30 июня 1941 года акта о создании независимой Украины. Как известно, немецкое командование не приняло этот акт и впоследствии арестовало руководство ОУН, а батальоны «Роланд» и «Нахтигаль» поспешно удалило из города. Косвенными свидетелями участия бойцов «Нахтигаля» в убийствах и грабежах евреев являются несколько польских подростков, один из которых, Яцек Вильчур стал впоследствии историком и офицером спецслужб в коммунистической Польше. 30 июня 1941 года во Львов также вошли 2 подразделения эйнзацкомандо «4«А»» под руководством Пауля Блобеля и «4«Б»» во главе с Эрвином Шульцем. В отличии от выведенных из города украинских подразделений немецкие задержались. Позднее Блобель отрапортовал об уничтожении семи тысяч евреев, а эсесовец Шульц признался на Нюрнбергском процессе, что «тюремная акция» и убийства евреев в июле 1941 г. организованы им по личному указанию Гитлера в отместку за гибель немецких лётчиков во время сражения за Львов. Совместно с эйнзацкомандо «4«А»» и «4«Б»» из Кракова во Львов прибыла группа немецкой службы безопасности численностью в 150 человек во главе с гестаповцем Шонгартеном. В состав группы включили также несколько десятков украинских полицейских, которые сформировали во Львове украинскую вспомогательную полицию из бывших сотрудников советской милиции.
Одной из первых антиеврейских акций украинской вспомогательной полиции стали так называемые «дни мести за Симона Петлюру», проведённые в конце июля 1941 года. В воспоминаниях Давида Кахана утверждается (стр. 32), что каждую группу полицейских сопровождало 2-3 переодетых гестаповца. Представляет интерес и количество функционеров украинской вспомогательной полиции во Львове. Согласно материалам комиссии по расследованию фашистских злодеяний во Львовской области (Львовский облархив, ф. П-3, оп.1, д.278, лл.20-23) в главном городе дистрикта Галиция находилось 6 комиссариатов украинской полиции и 550 полицейских. Заканчивая «статистические исследования», не лишним будет напомнить, что за помощь евреям Львовский «зондергерихт» в 1941-1944 годах приговорил к смертной казни 1541 украинца (П. Лисевич «Жизнь, борьба, смерть евреев Львова 1941-1944», стр. 41, на польском языке).
24 августа 1995 года в Киеве на 7-ой международной научной конференции по иудаики состоялся круглый стол, посвящённый проблемам Катастрофы. Во время дискуссии, проводимой в рамках круглого стола, я задал вопрос известному исследователю Катастрофы профессору Израилю Гутману о причинах столь длительного рассмотрения дела митрополита Андрея Шептицкого комиссией «Яд Вашем» по присвоению звания «Праведник народов мира». Среди различных аргументов, излагаемых профессором И. Гутманом, главное внимание было уделено приветственному письму Андрея Шептицкого Адольфу Гитлеру, которое, по мнению комиссии института «Яд Вашем», явилось свидетельством косвенной поддержки украинским клиром немецкого геноцида против еврейского народа.
В средине сентября 1941 года ещё не было широко известно о массовых расстрелах евреев, а постановления Ванзейской конференции 1942 года «об окончательном решении еврейского вопроса» стали достоянием человечества лишь на процессе Эйхмана. В связи с термином «приветственное письмо» вспоминается один из ранних фельетонов украинского писателя Ярослава Галана, в котором он высмеивал беспринципность Украинской народной рады, пославшей в 1914 году приветствие командованию российских войск, занявших Львов. Через год та же Рада поспешила публично выразить радость по поводу возвращения австрийских армий, а в конце ноября 1919 года выказала свою лояльность польской администрации.
Как известно, после Первой мировой войны Чехословакия и Венгрия разделили между собой Закарпатье, а Румыния захватила Буковину. Кроме вышеупомянутых завоевателей, в 1939 году по договору Молотова – Рибентроппа Западная Украина была оккупирована Советским Союзом. В 1941 году в Галицию вторглись немецкие войска. С 1944 года Украина находилась под властью СССР. В условиях многовековой оккупации Западной Украины у представителей украинского населения, в роли которых, при отсутствии собственного государства, выступали церковные деятели, выработалась своеобразная форма «приветствия» завоевателей с заверениями в лояльности. Это делалось во избежание возможных массовых репрессий, способных обрушиться на народ вообще и на представителей интеллигенции и церкви в частности. В настоящее время обнаружено приветственное письмо митрополита Шептицкого Иосифу Сталину, посланное в 1939 году. О делегации представителей греко-католической церкви, отправленной митрополитом в Москву в 1944 году с выражениями верноподданнических чувств, упоминает в своей статье «Дело № 421» Анатолий Кардаш. Украинские церковные иерархи с помощью дипломатических ухищрений могли рассчитывать на цивилизованное отношение со стороны австрийских или польских властей. От безбожной советской власти исходила более реальная угроза, поскольку украинская греко–католическая и русская православная церкви являются антиподами. Опасения оказались не напрасными. В 1946 году на Львовском церковном соборе украинская греко–католическая церковь была ликвидирована, высшее духовенство репрессировано, а имущество и священников переподчинили Московскому православному патриархату.
Ещё одним тяжёлым политическим обвинением, выдвинутым против митрополита Андрея Шептицкого, является его благосклонное отношение к формированию из украинцев дивизии СС «Галичина». Как пишет в своей статье Анатолий Кардаш: «Создание «Галичины» – глыба на пути к праведничеству Шептицкого». Действительно, при упоминании об СС в памяти возникают страшные кадры кинохроники с марширующими в чёрных мундирах убийцами, лагеря смерти, и великое множество тел расстрелянных. Широкая общественность узнала об этом из книг и фильмов о войне, появившихся в средине 1950-тых годов. В этот же период стали известны и различия между силовыми структурами фашистской Германии: «вермахтом», «абвером», «гестапо» и «СС». Разумеется, подавляющее большинство населения Галиции и религиозных деятелей в начале сороковых не понимало разницы между вермахтом и войсками СС, но аббревиатура СС, или точнее УСС, была им знакома со времён Первой мировой войны. Она означала – «Украинські січові стрільці». Войсковые соединения под таким названием были созданы в Австрийской армии. Первого ноября 1918 года подразделения сечевых стрельцов, возглавляемые офицером Витовским, установили контроль над Львовом и окрестностями, в результате чего была провозглашена Западно-Украинская народная республика (ЗУНР). Таким образом, в сознании украинцев Западного региона понятия «січові стрільці» и «незалежна Україна» неразделимы.
Стремление к обретению независимости среди украинского населения Галиции, которое только в ХХ-ом веке становилось объектом агрессии нескольких сопредельных государств, на порядок выше, чем у их восточных собратьев. Желая сыграть на патриотических чувствах украинцев и убедить их в том, что новая дивизия является приемницей УСС, немецкие власти привлекли к её созданию бывших высших офицеров Украинской галицкой армии (УГА), австрийцев Коха и Бизанца. (В период существования ЗУНР подразделения сичевых стрельцов переименовали в УГА). Если учесть, что Андрей Шептицкий в молодые годы тоже был австрийским офицером, то можно понять почему в резиденции митрополита Коху и Бизанцу был оказан радушный приём. Митрополит не мог не поддержать идею о создании «Галичины», столь популярную среди его прихожан. Не смотря на неоднократные упоминания в статье Кардаша о том, что солдаты дивизии СС «Галичина» участвовали в акциях по уничтожению скрывавшихся в лесах евреев, документальных сведений, подтверждающих это, не существует. Если бы такие факты действительно имели место, то они были бы упомянуты в книге Йонаса Элияху «Евреи Львова в годы Второй мировой войны и Катастрофы европейского еврейства 1939-1944» (Москва, 1999 г.) в главе «Подпольное сопротивление перемещается в леса и деревни» (стр. 297-312). В ней автор довольно подробно упоминает о всех известных вооружённых стычках небольших вооружённых групп евреев с немцами, оуновцами, с украинской и польской полицией, но не с подразделениями «Галичины».
Доктор Йонас Элияху является председателем той самой комиссии института «Яд Вашем», которая присуждает звания «Праведник народов мира», и во время работы над книгой имел возможность ознакомиться с всеми показаниями участников событий, хранящимися в архиве «Яд Вашем». Лишь в разделе «Случай митрополита Шептицкого» (стр. 346) упоминается дивизия СС «Галичина»: «Через 21 месяц немцы подключили эту дивизию к боевым операциям, её солдаты участвовали в облавах на евреев, скрывавшихся в лесах и убежищах Восточной Галиции». Здесь явная ошибка, поскольку через 21 месяц после создания дивизии (28 апреля 1943 года) линия фронта находилась уже далеко на запад от Галиции. С июня по сентябрь 1943 года новобранцев дивизии «Галичина» эшелонами вывозили в учебные лагеря возле Дембицы и Брно в Чехии, а в марте 1944 года дивизию перевели под Нойгаммер, расположенный на значительном удалении от Западной Украины. В июне 1944 года дивизию СС «Галичина» с группой войск под командованием фельдмаршала Моделя перебросили из Германии под Броды, где во время Львовско-Сандомирской операции Красной армии она попала в окружение. Из «Бродовского котла» вырвалось лишь 800 дивизионников. Переформирование проходило в том же Нойгаммере с августа по сентябрь 1944 года, где к дивизии присоединили 5 полицейских батальонов. С этого момента справедливыми являются обвинения некоторых воинов «Галичины» в участии в облавах на евреев, но в период осуществления антиеврейских акций полицейские не были солдатами дивизии. В воспоминаниях раввина Кахана говорится лишь о том, что вагоны эшелона, увозившего летом 1943 года из Львова военнослужащих дивизии СС «Галичина», были разукрашены антисемитскими надписями. Сам Давид Кахана, находясь в укрытии, этого видеть не мог и делает сообщение по рассказам очевидцев.
В разделе книги воспоминаний Давида Кахана «Первые дни» (стр. 27-34) рассказывается о погромах, спровоцированных гестапо и получивших впоследствии название «тюремная акция». Главный раввин Львова Иехезкель Левин, увидевший в толпе погромщиков украинских крестьян из близлежащих сёл (стр. 29), 2 июля 1941 г., совместно с другими раввинами, посетил митрополита Андрея Шептицкого. Он попросил митрополита обратиться с пасторским посланием к верным греко-католической церкви не принимать участие в убийствах и грабежах. Митрополит обещал написать обращение к пастве и предложил раввинам воспользоваться его гостеприимством в столь тревожное время. Он сообщил, что предоставил убежище раввину Лилиенфельду из Подгайцев. Согласно официальному сообщению Львовской раввинской комиссии Иехезкель Левин погиб между 3 и 7 июля 1941 года.
Что происходило далее можно узнать из дневника доктора Голда, опубликованного в «Бюллетене еврейского исторического института» (Варшава, № 2-3, 1980 г., стр.145, пол.). По просьбе вдовы раввина Левина митрополит Шептицкий попытался выяснить подробности трагической гибели её мужа и получил ответ с требованием немецких оккупационных властей, чтобы «украинский клир не интересовался клиром еврейским». Далее на стр. 146 сообщается о «днях мести за Симона Петлюру», во время которых был схвачен 68-летний еврейский доктор Догилевский. Украинская народная рада, председателем которой был Андрей Шептицкий, ходатайствовала о его освобождении, поскольку доктор болел диабетом. Ответа из немецкой администрации не последовало. События развивались таким образом, что руководство греко-католической церкви буквально с первых дней немецкой оккупации оказалось вовлечённым в акцию по спасению евреев. Митрополит Шептицкий выполнил просьбу раввина Левина и написал пасторское послание «Не убий!». Раввин Давид Кахана в книге воспоминаний на стр. 155 сообщает, что оно опубликовано в ноябре 1942 года в ежегоднике «Львовские епархиальные ведомости», (Львов, №11 (50), стр. 177-183, на украинском языке). Однако, при публикации самого документа на немецком языке стр. 178 указана иная дата — 1941 год. В связи с этим некоторые исследователи считают, будто Давид Кахана ошибается, утверждая, что воззвание «Не убий!» написано в 1941 году. При ознакомлении с другими документами выясняется, что обращение «Не убий!» увидело свет значительно раньше. В письме митрополита Андрея Шептицкого от 29-31 августа 1942 года римскому папе Пию XII (газета «Шофар», Львов, № 2, 7.03.1990, стр. 10) говорится, что печатный епархиальный орган до осени 1942 года выходил ежемесячно, и до конца августа 1942 года удалось выпустить 6 номеров. Произведя несложный подсчёт, обнаружим, что первый номер вышел в марте 1942 года.
Об официальном письме ординатуры Украинской греко-католической церкви под названием «Не убий!», появившемся в марте 1942, сообщает историк Ришард Тожецкий в статье «Воспоминание из оккупированного Львова» («Новейшая история», Варшава, ежегодник, ХIX-1987 г., стр. 142, на польском языке). Таким образом, обращение митрополита было опубликовано в первом же номере «Львовских епархиальных вестей». Р. Тожецкий не исключает возможность того, что имелась более ранняя редакция воззвания. В выше упомянутом письме к римскому папе митрополит Шептицкий пишет: «В пасторских письмах, разумеется конфискованных, я протестовал против массовых убийств, однако мне удалось 4 или 5 раз огласить их на собраниях духовенства». Если внимательно прочитать небольшую преамбулу к пасторскому посланию Шептицкого («Дневник гетто Львова», стр. 173, 174, на иврите; стр. 178, 179, на немецком), то выяснится, что обращение было оглашено на нескольких священных синодах в 1941 и в 1942 годах.
В этой связи несостоятельными являются утверждения некоторых исследователей будто бы обращение митрополита Андрея Шептицкого вызвано не массовыми убийствами евреев, а обострением украинско–польского конфликта. В начале 1942 года ещё не было крупных инцидентов между польской Армией крайовой и вооружёнными отрядами украинских националистов. Только весной 1943 года, после создания Украинской повстанческой армии (УПА) вооружённые столкновения между поляками и украинцами в Западной Украине приобрели масштабы межнациональной войны.
Многими христианами пастырское послание митрополита «Не убий!» было воспринято положительно. В то же время, среди части украинского общества, находящегося под влияниям нацистской пропаганды, обращение митрополита А. Шептицкого не было популярным. Более того, его не приняли и некоторые священослужители. В ноябре 1943 года отец Рафаэль, настоятель монастыря, в котором по просьбе митрополита находился сын раввина Левина Курт, потребовал от юноши, чтобы он покинул их обитель. Отец Рафаэль считал, если Б-г не препятствует массовым убийствам евреев, значит тот, кто им помогает — действует против воли Господа. По приказу Андрея Шептицкого Курта Левина перевели в патриаршую библиотеку, расположенную неподалёку от резиденции митрополита.
Одна из историй спасения евреев, рассказанная монахом Германом Будзинским, записана мною на магнитофон в 1995 году в монастыре близ Яремче. Летом 1942 года львовский раввин, имя которого престарелый монах не помнил, обратился к митрополиту Андрею с просьбой спасти его сыновей. Со старшим сыном не было проблем. В облачении монаха он не вызывал подозрений, а его младший брат, не знавший украинского языка, подвергался насмешкам соучеников. О странном питомце украинского детского приюта могло узнать гестапо. По просьбе митрополита Шептицкого Герман Будзинский вывёз еврейского мальчика из Львова в монастырь Студитов, руководимый братом Анрея Шептицкого отцом Клементием, находившийся в Тернопольской области. Братья благополучно пережили годы немецкой оккупации и после войны покинули обитель. Рассказ монаха Будзинского напоминает историю спасения младшего сына раввина Хамайдеса Леона. Кассета с записью беседы и её распечатка были переданы мною в Киевский институт Иудаики. В 1997 году из «Яд Вашем» пришло известие о присвоении родному брату митрополита Андрея св. отцу Клементию Шептицкому звания «Праведник мира».
В мае 1943 года после побега из Яновского концлагеря вынужденным гостем руководства греко-католической церкви становится раввин Давид Кахана. История его пребывания в патриарших палатах подробно описана им в воспоминаниях «Дневник гетто Львова», а в переводе на украинский язык была опубликована в журнале «Егупец» (№10, Киев, 2002, стр. 317-347), поэтому остановимся лишь на одном событии. В апреле 1944 года в оккупированном немцами Львове по просьбе митрополита Шептицкого настоятельница женского монастыря мать Йосефа организовала раввину Кахана свидание с женой и дочерью, которые с августа 1942 года тайно проживали в различных монастырях. Супруга Давида Кахана выполняла работу служанки при монастыре и опекала еврейских детей, которые там скрывались.
Как видно из вышеизложенного, каждое действие, связанное с помощью евреям, осуществлялось только по распоряжению или с ведома митрополита Андрея. Спасением евреев занимались приближённые к Шептицкому монахи: Бен, Никонор, Теодозий, Герман Будзинский, священники: Марк Стек, Тит Процюк, Котив, Иванюк, Мартенюк, брат митрополита Клементий Шептицкий (умер в ГУЛАГе) и другие. Таким образом, глава Украинской греко-католической церкви создал при монашеском ордене Студитов разветвлённую конспиративную организацию, оказывавшую помощь евреям, над которыми нависла угроза физического уничтожения. Польский историк Эдвард Прус в своей книге «Святоюрский владыка» (Варшава, 1985 г., на польском языке) утверждает, что количество евреев, спасённых по приказу митрополита Андрея Шептицкого, достигает 150 человек. Действия нелегальной благотворительной организации в условиях нацистского террора могут быть расценены как одна из форм сопротивления немецкому оккупационному режиму.
На вопрос: «Достоин ли глава Украинской греко-католической церкви Андрей Шептицкий звания «Праведник народов мира»?», — я попытался ответить содержанием этой статьи. Личность митрополита в глазах его единоверцев является настолько великой и самодостаточной, что новая награда вряд ли способна что-либо добавить. Посмертное присвоение митрополиту Андрею Шептицкому звания «Праведник мира» необходимо нам, евреям, как проявление благодарности и уважения.
Данная статья с сокращениями была опубликована в приложении к еженедельнику «Новости недели» «Еврейский камертон» /Тель-Авив, 24.10.2002, сс.24-25/. Это первоначальный вариант статьи.