Главная \ Блог пользователя Киев еврейский \ Год назад из рождественского вертепа попытались убрать образ «Жида» - не смогли
Год назад из рождественского вертепа попытались убрать образ «Жида» - не смогли
Год назад, накануне одного из важнейших праздников христианства – Рождества Христова – встал вопрос о новом современном прочтении традиционного Рождественского вертепа. Нововведение предложил ввести в Украине католический унивеситет.
Ректорат Украинского католического Университета призвал студентов и все сообщество УКУ в вертепных действах избавиться от устоявшихся стереотипов относительно образа «еврея-ростовщика» — генезиса зла, и найти новейший персонифицированный образ ростовщичества, сребролюбия, коррупции, подкупа и коварства. Именно таким ректорат УКУ определил «духовное задание» для сообщества УКУ на время Рождественского поста.
«Мы не можем отрицать тот исторический факт, что образ «Жида» был традиционным для украинских рождественских вертепов. Мало того, эту роль — наряду с другими отрицательными ролями, как Ирода или Смерти — воспринимали как глубокие, в них вкладывали много души и юмора. Так народ в барочном стиле представлял дихотомию добра и зла. По этому пласту украинской народной культуры видно, что в определенные эпохи социальные беды украинского народа ассоциировались с еврейством (как, кстати, и, наоборот)… за понятиями «жида» и «гоя» стояли свои межгрупповые табу», — говорится в обращении ректората УКУ.
Авторы обращения отмечают: «если мы хотим свято оберегать этот образ в будущем, то должны будем быть счастливы, если в других культурах также свято будут оберегать образы «хохла-деревенщины»,«резуна-гайдамаки» или «кровавого погромщика».
Однако есть разница между образами Ирода и Смерти, с одной стороны, и образом «Жида» — с другой. В том и другом случае зло отождествляется с целой этнорелигиозной группой — значит, мы должны решить, действительно ли такая мировоззренческая позиция является нашим новейшим «богословием освобождения», которым мы хотели бы предохранить себя от вселенского зла», — отмечают авторы обращения.
Как говорится в документе, никакая человеческая культура не имеет монополии ни на добродетели, ни на пороки. У всех людей ДНК по природе одинаковы, и не существует гена подлости или, наоборот, добропорядочности. Авторы обращения отмечают, что евреи в историческом бытии были не только менялы, торговцы и ростовщики. Евреями были, в частности, апостолы, члены древнейшей христианской общины и почти все авторы Нового завета (за исключением Луки). Еврейской была Пресвятая Семья — Иосиф и Мария. В конце концов, по своей земной Матери евреем был и сам Иисус. Современные проявления зла разнообразные и универсальные, и, как акцентируется в документе, «сводить все это многообразие к триаде традиционного вертепа (Ирод — Смерть — Жид), в частности к архаической фигуре« Жида », означало бы, что мы, как дальтоники, не замечаем некоторых цветов нашего изменчивого и разноцветного мира».
Ректорат УКУ предложил университетской общине, а особенно студенчеству, заново осмыслить генезис зла в вертепном действе.
«Богословы должны выявить, в чем настоящий корень наших социальных, национальных и политических бедствий, и в вертепном действе донести его до людей с оздоравливающим юмором и сатирой. Историки должны предостеречь нас от повторения ошибок прошлого. От социальных педагогов мы ожидаем рецептов, как можно заживить раздраженные общественные раны. Без этого мы не сможем и постичь проблем нынешней Украины, а вместе с ними — проблем всего мира », —сказано в обращении, которое подписали: Борис Гудзяк, ректор УКУ; о. Юрий Щурко, руководитель Духовно-пасторального отдела; Мирослав Маринович, вице-ректор по вопросам назначения и миссии университета.
Альтернативный образ был найден. Однако дальнейшего развития в Украине он получил.
В частности, кульминацией «Рождественской мистерии» в Украине стала презентация первого в Украине одноименного рождественского мюзикла под открытым небом, режиссером-постановщиком которого выступила руководитель балета «Життя», заслуженная артистка Украины Ирина Мазур. Зрителей удивляли неожиданными звездными перевоплощениями. Так в вертепе победитель первого «Голоса страны» Павел Табаков сыграл Ирода, а финалист второго сезона Назар Савко — традиционного персонажа украинского вертепа «Жида».