Анатолий Гендин
Председатель Совета Ассоциации
еврейских организаций и общин Крыма,
координатор Религиозных общин
прогрессивного иудаизма в Крыму
В конце июля мы получили приглашение от Президента Европейского Фонда Этнического Взаимопонимания, Европейского Еврейского Конгресса и Главной мечети Парижа:
Уважаемые господа Анатолий Гендин и Айдер Булатов.
От имени Фонда Этнического Взаимопонимания, Главной Мечети Парижа и Европейского Еврейского конгресса, позвольте пригласить вас на вторую встречу европейских лидеров мусульманских и еврейских общин, которая пройдет в Париже 4-5 сентября.
Цель встречи — решить, как развить успех встречи европейских лидеров мусульманских и еврейских общин 6 декабря 2010 года в Брюсселе и последующей все-европейской кампании против исламофобии, антисемитизма и ксенофобии, посредством создания конкретного плана организации непрерывного взаимодействия между евреями и мусульманами и взаимодействия во всем мире.
Как многие из Вас знают, ведущие лидеры мусульманской и еврейской общин в Великобритании, Франции, Бельгии, Голландии, Италии, Швейцарии, Германии, Австрии и России приняли участие в первом Собрании в Брюсселе. Что касается Собрания в Париже, мы ожидаем представителей из около 20 стран со всего Континента, чтобы это было по-настоящему все-европейским конклавом.
События, имевшие место по всему континенту в течение 18 месяцев с момента нашего последнего Собрания показали, что наша совместная инициатива востребована. К сожалению, рос экстремистских настроение продолжает иметь место во всем мире, то тут, то там приводя к вспышкам насилия, как случаи в Осло и Тулузе. Крайне правые партии продолжают набирать голоса во многих странах, выводя их на более жесткий политический курс, особенно это касается крайне правых мусульман. Кроме того в ряде стран Европы наблюдается рост антисемитизма. В нескольких странах идет речь о возможности принятия законов, которые не ограничат право вероисповедания как мусульман, так и евреев. Эти тенденции угрожают не только мусульманам и евреям, но и ставят по удар все-европейские ценности демократии, толерантности плюрализма.
Мы верим, что собравшись все вместе, евреи и мусульмане Европы смогут стать весомой силой и поддержать эти ценности. Вместе мы может показать людям континента, что наши общины не разделяет ненависть, что представители разных вер и народов готовы объединиться, чтобы бороться с религиозным и этническим фанатизмом. Агенда Собрания будет выслана заранее.
С нетерпением ждем встречи с Вами в Париже 4-5 сентября.
С уважением
Рабби Marc Schneier
Президент Европейского Фонда Этнического Взаимопонимания
Я и Айдер Булатов второй год участвуем в совместных программах по противодействию исламофобии и антисемитизму в Крыму. Мы подготовили доклад с которым выступили на этом очень уважаемом Собрании:
Опыт мусульманских и еврейских общин Крыма (Украина) в противодействии исламофобии и антисемитизму.
Доклад информирует об инцидентах, имевших место на территории Крымского полуострова, спровоцированных на исламофобских и антисемитских настроениях определённой части крымского сообщества, которые существенно влияют на состояние современных межнациональных и межконфессиональных отношений в Крыму и наша совместная работа по противодействию этим негативным факторам.
Уважаемые дамы и господа!
С первых дней независимости Украинского государства серьёзную актуальность в процессе построения демократического общества приобрели вопросы межнациональных и межконфессиональных отношений. Особо актуальным этот вопрос являлся для Крыма, на территории которого проживают представители более 120 народностей и представители 52 конфессий. Возвращение крымских татар, исповедующих ислам, на свою историческую родину, где до начала 90-х годов проживало, в основном, славянское население, очертило мощную мусульманскую составляющую Крыма. В настоящее время количество крымских татар-мусульман проживающих в Крыму оценивается около 270 тысяч человек. Легализация и территориальное распространение в автономии ведущих религий мира – христианства, ислама, иудаизма, поставили Крымскую автономию перед новыми реалиями взаимодействия религиозных организаций. На протяжении последних двух десятилетий многие аналитики относили Крымский полуостров к потенциально горячей точке Украины, где возможны конфликты на религиозной почве. В эпоху канувшего в лету советского атеистического режима, происходила тотальная антирелигиозная, в том числе и антиисламская пропаганда, повсеместное уничтожение национальных исторических памятников, культурного и духовного наследия коренного крымскотатарского народа. Следует отметить, что тяжёлые стереотипы прошлого сохранились в умах крымского обывателя. Этот фактор существенно влияет на состояние межнациональных и межконфессиональных отношений в современном Крыму.
Начиная с 90-х годов прошлого столетия, инциденты спровоцированные на ксено- и исламофобских настроениях стали частым явлением на полуострове и действительно могут стать причиной сёрьёзных конфликтов на национально-религиозной почве.
Негативную роль в разжигании межнациональной вражды в Крыму играют некоторые средства массовой информации, допускающие на своих страницах статьи, унижающие национальные достоинства малочисленных народов, сеющие в социуме недоверие и вражду. Следствием подобной «идеологической» работы заангажированных СМИ явились оскорбительные надписи на стенах мусульманских и иудейских культовых зданий, заборах, акты вандализма в отношении мусульманских памятников и кладбищ, нападения и избиения лиц мусульманского и иудейского вероисповедания. Акты вандализма, направленные на оскорбление самых ранимых человеческих чувств, мусульман и иудеев имеют тревожную динамику. Но привыкнуть к ним невозможно, особенно когда они происходят на кладбищах и направлены на осквернение памяти усопших.
Можно привести беспрецедентные по своим масштабам акты вандализма, совершённых на почве ненависти, национальной и религиозной нетерпимости, например: разгром мусульманского кладбища в Нижнегорском районе Крыма, на котором злоумышленники разрушили и осквернили более 270 могил, а в декабре 2010 г подожгли здание строящейся мечети в пригороде крымской столицы. Подобных примеров можно привести не один десяток.
Мы хотим отметить, что указанные негативные факторы не миновали и 15 тысячного еврейского народа, на протяжении многих веков проживающих на территории Крыма. В настоящее время имеют место вопиющие факты антисемитских публикаций в СМИ, нередки случаи надписей на стенах хеседов — еврейских центров помощи, оскорбляющих национальное достоинство и факты осквернения синагог и мест массовых захоронений еврейского населения, расстрелянных фашистами в г. Симферополе и других городах Крыма в годы Второй мировой войны. По динамике роста актов вандализма в отношении религиозных, национальных и сакральных памятников Крым занимает одно из первых мест среди постсоветских республик.
В Крыму имели случаи нападений скинхендов на крымскотатарскую молодёжь, еврейских детей и иностранных студентов. Милиция, несмотря на явные антисемитские преступления, отказывает в возбуждении уголовных дел. Это мотивируется «отсутствием реальных угроз, оскорблений в адрес граждан еврейской национальности, которые не сопровождались призывами к религиозной и национальной вражде» (!). Безнаказанность развязала руки пещерным антисемитам, которые дошли уже до того, что убийство двух малолетних девочек, совершённое неизвестными преступниками в Севастополе, отнесли к талмудистскому или каббалистическому обряду. До этого в Крыму произошёл случай, когда в г. Симферополе подверглись нападению и были зверски избиты 16 человек еврейской национальности, 13 из которых дети. По словам пострадавших, на них напала группа молодых подростков из 20-25 человек, одетых в черные штаны, куртки, шапки и ботинки. При избиении нападавшие оскорбляли их по национальному признаку.
Сложившаяся ситуация объединила мусульманскую и иудейскую молодёжь Крыма, которые приняли совместное обращение в адрес органов государственной власти и силовых структур, в котором выразили резкое возмущение их бездействием и потребовали привлечь к ответственности скинхедов и подобные неформальные профашистские группировки, принять меры по их нейтрализации.
В тоже время, мы прекрасно понимаем, что обращения в органы власти или в милицию не дадут должного результата. Нужна планомерная работа по разъяснению в обществе сути двух мировых религий: ислама и иудаизма, которые остаются малоизвестными для большинства крымского общества. Всё неизвестное – вызывает подозрение и даже агрессию. Не потому ли, мы имеем в Крыму вопиющие случаи, не совместимые с нормами цивилизованного общества?
Имея статус общественных организаций, практически не имея финансовой поддержки и опираясь только на свои личные средства (а этого явно недостаточно), мы в силу своих возможностей стараемся проводить широкую работу по организации межкультурного диалога в Крыму. Одной из форм диалога является организация конференций и круглых столов. Местом проведения традиционных диалогов стал Исламский культурный центр в г. Симферополе и Ассоциация еврейских организаций и общин Крыма. При их содействии проведено большинство круглых столов и научно-практических конференций и семинаров на темы, посвящённые культурно-цивилизационному диалогу народов, населяющих наш полуостров, особое внимание уделено проблемам ксено-, исламофобии и антесиметизма в Крыму. Организаторами мероприятия выступали Всеукраинская Ассоциация общественных организаций «Альраид» (Передовой),
Крымский научный центр Исламоведения, Ассоциация еврейских организаций и общин Крыма, Фонд исследований и поддержки коренных народов Крыма. На этих мероприятиях имели возможность прочитать свои научные работы и просто высказаться ведущие историки, востоковеды, культурологи, представители органов государственной власти и различных религиозных организаций Крыма. 15 октября в Симферополе состоялся Международный семинар «Опыт борьбы c преступлениями на почве ненависти в Европе и в Крыму». Организаторами семинара выступили Крымский Центр исламоведения и Международная общественная организация Фонд исследований и поддержки коренных народов Крыма. По приглашению организаторов в семинаре приняли участие ряд правозащитных организаций Европы, Украины и Крыма. Участники семинара обсудили и поделились информацией по двум темам: «Проявления ксенофобии и борьба против нее в полиэтническом обществе Крыма и Украины» и «Противостояние религиозной нетерпимости и предрассудкам в Крыму».
13 марта 2012 г. Всеукраинской Ассоциацией Общественных Организаций «Альраид» совместно с Крымским научным центром исламоведения состоялся международный семинар под названием «Проблемы ксенофобии и исламофобии в этнополитической и конфессиональной жизни Крыма». Целью мероприятия являлось публичное обсуждение наличия в этнополитической и конфессиональной жизни Крыма факторов ксенофобии и исламофобии, анализ ситуации по противодействию нетерпимости и дискриминации в отношении мусульман, а также выработка предложений по предотвращению указанных факторов.
Второй год религиозная община прогрессивного иудаизма Симферополя организовывает в Крыму оздоровительный летний лагерь для более 100 детей из различных регионов Украины при поддержке Всемирного Союза прогрессивного иудаизма. Дети учатся, работают и любуются красотой горного Крыма. Проводятся семинары на которых наряду с получением знаний о истории еврейского народа, его культуры, еврейских праздников, памятных дат еврейского народа, дети получают знания о культуре и религии окружающих их народов. По нашему мнению, именно на подобных мероприятиях создаётся фундамент для укрепления мирного сосуществования различных национальностей на полуострове, определяются перспективы бесконфликтного мира на дальнейшую перспективу.
За последние годы вопросами предотвращения проявлений ксенеофобии, исламофобии и антисемитизма озабочены в демократических странах Европы и США. Международный Фонд за Межэтническое взаимопонимание и Европейский Еврейский Конгресс придают особое внимание проведению программ -«Твиннингов» между евреями и мусульманами. Сообщаю, что это международное движение уже поддержано в Крыму! В рамках проведения указанной акции уже проведён первый Твиннинг в Крыму. Налаживается взаимодействие еврейской и крымскотатарской молодёжи, в руках которых будущее нашего прекрасного полуострова.
По инициативе Крымского центра исламоведения и Ассоциации еврейских организаций и общин Крыма в ноябре 2011 года прошло знаковое событие — Твининг представителей молодёжи крымскотатарских и еврейских организаций. На встрече очень живо и заинтересованно обсуждался вопрос о взаимодействии по сохранению стабильности в межнациональных и межконфессиональных отношениях. Молодёжь Крыма вносит свою лепту для создания в многонациональном и много конфессиональном Крыму политических, религиозных, социально-экономических условий, которые обеспечивали бы реальные условия для мирного сосуществования всех национальных и конфессиональных групп населения.
А все это служило бы для дальнейшего взаимопонимания и укрепления отношений в нашем многонациональном Крыму.
Айдер Булатов, Директор Крымского центра исламоведения
Анатолий Гендин, Председатель Совета Ассоциации
еврейских организаций и общин Крыма,
координатор Религиозных общин прогрессивного иудаизма в Крыму
Очень важно, что мы были услышаны и очень тепло приняты представителями 18 стран мира со всех континентов. Первый вечер нашего Собрания проходил в старинном здании городской мэрии, а второй в Отеле Hilton Arc de Triomphe. По итогам встречи была выработана Декларация текст которой я опубликую после ее перевода с английского.
После Встречи европейских лидеров мусульманских и еврейских общин, я не мог не познакомиться с Парижем, о встрече с которым я мечтал всю жизнь. Это были три удивительных дня, но это уже отдельная история о которой я расскажу в следующий раз.