Веря в совершенство медицины, израильтяне подают иски на акушеров-гинекологов за детей с патологией, хотя это противоречит еврейскому мировоозрению и традиции.
Специалист по биоэтике из университетского центра Адасса Эйн-Керем, профессор Меир Барзис обеспокоен нездоровым отношением израильского общества к медицине — в частности, стремлением израильтян застраховать себя от рождения «несовершенных» детей с помощью современных медицинских технологий.
В последнее время в Израиле участились случаи подачи судебных исков против гинекологов и акушеров, которых родители обвиняют в появлении на свет ребенка-инвалида. Для того, чтобы сформулировать общие принципы рассмотрения таких исков в судах, создана общественная комиссия под председательством отставного судьи Элиягу Мацы. Комиссии поручено дать свои рекомендации к 1 апреля 2012 года.
Израильская ассоциация гинекологов считает, что судебные иски против врачей можно принимать лишь в тех случаях, когда дети появились на свет с тяжкими врожденными пороками и уродствами. Если же речь идет об относительно легких врожденных дефектах, таких как отсутствие пальцев на руке или ноге, деформации скелета, косметические недостатки, отсутствие одного из парных органов (почки, глаза и т.п.), то иски не следует принимать к рассмотрению.
Судья Верховного суда Аарон Барак, напротив, полагает, что родители детей, родившихся с любыми врожденными пороками, должны иметь право потребовать компенсации от врачей, сопровождавших беременность.
Профессор Барзис, приглашенный на заседание комиссии, выступил не столько в защиту медиков, сколько против опасных, по его мнению, тенденций в общественном сознании. В речи, опубликованной на страницах Haaretz, профессор сообщил, что Израиль является чуть ли не мировым лидером по количеству проверок и анализов, назначаемых беременным женщинам, — и в сочетании с «либеральной политикой» в отношении абортов на поздних сроках беременности это свидетельствует о совершенно нездоровом отношении к «неполноценным» детям и чрезмерной вере в неограниченные возможности медицины.
Такое «обсессивное» стремление к полному физическому здоровью характерно для современного Израиля, но не соответствует ни традиционной еврейской этике, ни подходам, утвердившимся в Западном мире в послевоенную эпоху. Профессор Барзис видит здесь даже нечто родственное пресловутому «расовому учению», которое на сей раз «грядет из Сиона».
Напуганные опасностью судебных исков врачи склонны направлять беременных женщин не только на действительно важные и нужные проверки, но и рекомендовать процедуры, еще не доказавшие своей точности и эффективности, говорит доктор Барзис. Ни одна из имеющихся диагностических процедур не дает стопроцентно точных результатов: как правило, точность составляет не выше 80-90%. Это означает, что не менее, чем в 10% случаев проверки не улавливают имеющихся отклонений — а с другой стороны, примерно с такой же вероятностью показывают патологию там, где ее нет.
Однако израильтяне, не осознающие ограниченности технологий, склонны верить в возможность гарантированного рождения «совершенного младенца», и врачи идут у них на поводу, назначая все мыслимые тесты — в том числе и под давлением лоббистов медицинской промышленности, агрессивно продвигающих на рынок все новые и новые диагностические процедуры. В других странах Запада, по сведениям профессора Барзиса, нормальная беременность не сопровождается таким количеством проверок, превращающих ее в сплошную цепь тревожных ожиданий результатов очередного анализа.
Доктор Барзис полагает, что вместо финансирования множества лишних диагностических процедур государству стоило бы оплачивать курсы для молодых родителей, обучать их правильному уходу за детьми. Однако в том случае, если комиссия Мацы признает правомерность исков с требованием денежных компенсаций за рождение «неправильных» детей, этически сомнительный и опасный подход окончательно возобладает: ведь такого рода иски исходят из представления о том, что ребенок с любыми отклонениями от нормы — это несчастье, требующее компенсации.